Что такое мотивация: 11 теорий и сферы применения в современном мире

Привет, дорогие друзья! С вами Людмила Редькина. Ответьте мне, что вас побуждает каждое утро вставать на пробежку? А гонят ли вас палкой на работу? Из-за чего вы бежите на свидание? Почему вы учитесь, одеваетесь в определенном стиле, дарите подарки? Все эти действия чем-то продиктованы в вашей жизни. А вот чем – как раз этому посвящена моя статья. Что такое мотивация, какие виды они имеет и зачем ее изучают многие науки – читайте ниже.

Определение мотивации

Мотивация (от лат. “movere” – двигать) – это то, что побуждает личность к действию для удовлетворения ее потребностей. Это динамический процесс, который управляет поведением и определяет активность, направленность, устойчивость и организованность личности.

Простыми словами в психологии под мотивацией понимают систему внешних и внутренних мотивов, которые “толкают” человека поступать так или иначе.

Этот процесс очень интересный – он напрямую связан с нашими потребностями и интересами. Например, захотел Саша научиться играть в боулинг. Ему это интересно, но у него есть еще и потребность – через месяц не ударить лицом в грязь на корпоративе, в программу которого входит игра в боулинг. И весь месяц Саша трудится, прилагает усилия, чтобы научиться играть в эту игру.

А вот мне сейчас нужен этот боулинг? Нет, конечно, я сейчас с огромным удовольствием выпила бы стаканчик сока, укуталась в теплый плед и заснула на диване. У меня нет ни интереса к боулингу, ни потребности в нем. Поэтому я до сих пор в него играю посредственно и меня это вообще не напрягает.

Так работают любые действия в нашей жизни. Если мы сильно мотивированы, то готовы звезду с неба достать, только бы цели достигнуть.

В мотивации есть мотив – основное, что должно быть для конкретных действий. Это предмет (не обязательно материальный), для достижения которого человек мобилизуется и направляет всю свою деятельность.

Заметьте, что потребность, которая нужна для достижения цели, не всегда осознается человеком. Возьмем этот пример с Сашей. Он может и не догадываться, зачем именно ему уметь блестяще раскидывать кегли. А если докопаться до сути, всплывет, например, что ему крайне необходимо признание коллег, так как он чувствует себя в коллективе изгоем.

Бывает и так, что человек что-то делает, но не знает зачем. Чтобы четко увидеть, почему вы делаете то или иное действие, задайте себе наводящие вопросы:

  1. Почему я делаю это?
  2. Какие из основных потребностей я хочу удовлетворить?
  3. Каких результатов я жду?
  4. Почему я жду этих результатов?
  5. Что толкает меня так поступать?

Зачем она нужна

Мотивация – сложный психологический феномен, который выполняет важную функцию. А именно не дает человеку погибнуть на диване, превратиться в овощ. Она способствует развитию, помогает подниматься после падений, стремиться и достигать, видеть цель и двигаться к ней через препятствия. Ну а если этого нет, разберитесь, как найти цель в жизни, когда ничего не хочется.

Действие под влиянием мотива очень нужно каждому человеку. Без мотивации не будет организованности нашей жизни, мы не сможем упорядочить свои дела, будем распыляться на разные мелкие делишки и в конце концов, когда нам все надоест, безвольно упадем на диван и все.

Теории мотивации

Система мотивации всегда интересовала многих специалистов, и ее изучали, выдвигали свои теории. Таких теорий несколько и они разделены по группам:

  1. Содержательные.
  2. Процессуальные.
  3. Основанные на специфической картине человека.

Содержательные теории

Здесь под пристальным вниманием умных дядей и тетей оказываются факторы, которые влияют на мотивацию. Эти факторы в основном сосредоточены на анализе потребностей человека. Основной девиз этих теорий – изучить то, что изнутри побуждает человека действовать. Эта группа собирает в себе такие теории:

  1. Теория иерархии потребностей Маслоу – психолог утверждает, что каждый человек всегда в чем-то нуждается. Все потребности взаимосвязаны между собой, и если какая-то из них не удовлетворена, то она дает о себе знать в поведении человека или психологическом самочувствии. Интересно: из всех уровней потребностей всего 2% людей достигают “Самореализацию”.
  2. Теория ERG Альдерфера – объединяет все потребности в потребность существования, связи и роста. Эта теория отличается от предыдущей тем, что движение возможно в обе стороны – вверх и вниз, смотря какие из потребностей сейчас удовлетворены. Тогда как Маслоу считал, что удовлетворять потребности человек может только снизу вверх.
  3. Теория приобретенных потребностей Мак Клелланда – описывает потребности достижения, соучастия и властвования. Они влияют на человека в течение жизни: если вы хотите эффективно достигать цели, у вас насущная потребность достижения. Если стремитесь дружить, общаться, то это потребность в соучастии вам диктует поступки. То же происходит с властью.
  4. Теория двух факторов Герцберга – изучал влияние нематериальных и материальных факторов на мотивацию. Материальные – внутренние потребности, окружающая среда, размер зарплаты, условия жизни, отношения. Нематериальные – характер, достижения, успех, перспективы человека. Кстати, автор говорил, что оплата труда – не основная мотивация для человека.

Процессуальные теории

Здесь исследователи поведения личности анализируют процесс мотивации с точки зрения распределения человеком своих усилий для достижения целей и выбранного типа поведения в соответствии с этими усилиями. Понимаю, понять сложно. Проще говоря, здесь упор не на потребности, а на ожидания человека от конкретной цели и потраченные силы для достижения этой цели.

Существует много процессуальных теорий. Мы с вами вкратце рассмотрим несколько основных:

  1. Теория ожиданий Врума – для удовлетворения конкретной потребности человек выбирает определенный тип поведения и ожидает от него результата. Мотивация зависит от того, большие ли притязания у человека, как много он хочет получить и насколько это реально, сколько усилий он тратит для достижения своего списка желаний. Теория часто используется для повышения мотивации персонала на работе.
  2. Теория равенства Адамса – мотивация у человека рассматривается не с позиции его потребностей, а с позиции его сравнения с другими. Если он сравнил и увидел, что в чем-то “проседает”, то немедленно стремится это восполнить. Сравнение не только результата, но и затраченных усилий.
  3. Теория Портера-Лоулера – объединяет предыдущие. Здесь получается 5 переменных: усилия, восприятие, результаты, вознаграждение и насколько человек удовлетворен. Изучаются подробно все эти переменные и как они влияют на мотивацию личности.
  4. Теория постановки целей Э. Локка – здесь постановка целей предшествует действиям. И тогда, после оценки своих возможностей и начала действий, человек получает удовлетворение, так как он все просчитал еще до того, как начать действовать. В бизнесе эта теория работает на ура: когда перед работниками ставят цели, они знают, что от них требуется, и действуют.
  5. Теория партисипативного управления – в менеджменте по этой теории считается, что хорошим будет тот работник, кто эффективно выполняет не только свои обязанности, но и активно участвует в разных процессах компании, которые выходят за пределы его обязанностей. Если ему дать немного свободы принятия решений, это будет формировать мотивацию лучше работать.

Основанные на специфической картине человека

Эти теории основываются на установленном образце идеального работника, учитываются его мотивы и потребности:

  1. XY-теория МакГрегора – рассматривает мотивацию под двумя призмами: авторитарное руководство работниками (X) и демократическое руководство работниками (Y). Теория X – работники ленивые и не хотят ничего делать, поэтому нужен “внешний мотиватор”. Теория Y – работники заинтересованы в результатах с помощью внутренних стимулов, поэтому им нужно дать свободу.
  2. Теория Z Оучи – профессиональная мотивация высокая, так как коллектив воспринимается как семья (из Японии). Сотрудники верят в то, что работодатель позаботится о них, самостоятельно несут ответственность за работу. Поэтому работодатели должны обеспечить постоянное повышение квалификации и интересные условия труда.

Во всех этих теориях действуют основные методы мотивации:

  • мотивация персонала;
  • самомотивация;
  • учебная мотивация.

Кстати, самомотивация – шикарная вещь, если вы поняли, как действовать. Она реально поможет изменить жизнь и получить новый позитивный опыт от достижения новых целей.

Основные этапы

Как и любой процесс, мотивация осуществляется по определенным этапам:

  1. Человек чувствует, что у него есть потребность. Происходит ее осознание. Пример: некий Костя хочет получить профессию графического дизайнера, так как ему это интересно и он имеет к этому способности.
  2. Он решает, можно ли и как ее удовлетворить. Костя просчитывает, может ли он заплатить за обучение и выделить время на него.
  3. Дальше определяет цель, способы, как ее достигнуть. Костя просчитывает, что через 2 месяца он сможет накопить нужную сумму, а время решает занять именно то, что сейчас уходит на занятия в спортзале.
  4. Совершение самого действия. Подошло время, Костя заплатил за обучение, освободил время и начал заниматься.
  5. После завершения действия получает вознаграждение (любой успех в жизни), и этот результат влияет на дальнейшую мотивацию. Костя получил диплом с отличием о переподготовке, и у него сформировалась сильная мотивация работать по новой профессии.
  6. Необходимость действия уже не актуальна: потребность удовлетворена или ее восполнение требует других действий. Если она никак не удовлетворяется, может наступить эмоциональное выгорание. Тогда нужно фокусироваться на другой потребности. В нашем случае с Костей потребность удовлетворена и необходимость обучаться новой профессии графического дизайнера отпала.

Виды мотивации

Это действительно психологически сложное явление. Поэтому его рассматривают с разных сторон, поэтому мотивация имеет несколько классификаций для разделения на виды.

По источнику мотивов она бывает:

  1. Экстринсивная, внешняя – мотивы, основанные на внешних стимулах и условиях (на том, что человек получает извне, например, заработную плату).
  2. Интринсивная, внутренняя – мотивы, основанные на внутренних потребностях, интересах, складе характера, склонностях (работа нравится, поэтому работаю).
Внешняя и внутренняя мотивация
Внешняя и внутренняя мотивация

По полученным результатам действий:

  1. Положительная – действия, направленные на что-то позитивное, например, работать больше, чтобы заработать премию.
  2. Отрицательная – действия, направленные на устранение отрицательного, например, работать посредственно, главное – избежать штрафа.

По устойчивости:

  1. Неустойчивая – у кого-то потребность преступного поведения продиктована внутренними мотивами, а у кого-то она еще неустойчивая, нуждается в подкреплении (этим подкреплением служит взять “на слабо” в компании, шантаж, рискованные задания).
  2. Устойчивая – действует долго, ее не нужно постоянно подкреплять, напоминать, человек сам знает, что хочет в этой жизни.

По охвату:

  1. Личная – человек берет ответственность только за себя и действует в соответствии с собственными установками.
  2. Групповая – человек принимает ответственность за всю группу, действует в соответствии с правилами и канонами своей фирмы.

Сферы применения

Итак, какие есть составляющие для оптимальной мотивации? Мы с вами определились: чтобы не было низкой мотивации, важно удовлетворять потребности, ставить доступные цели, соотносить их со своими интересами, способностями и действовать. Это в общем. А теперь давайте посмотрим, где применяется мотивация.

Часто в наше время можно услышать, что “социальная мотивация низкая – нужно поднимать ценность общения людей друг с другом”. Так где же она – эта мотивация – может быть низкой, а где высокой? Где она применяется?

  • В психологии

Где, как ни в науке о душе и человеке, изучать мотивацию? Все школы психологии так или иначе рассматривают роль этого процесса в жизни личности. Мотивы здесь расшифровываются как бессознательные импульсы, как результат представлений человека о мире, как реализация своих интересов, потребностей и способностей.

Психология изучает этот процесс, чтобы объяснить, почему одни люди для похудения делают все что можно, а другие даже не шевелятся. Почему одна мама практически каждое дыхание ребенка считает, а другая запирает дома на 5 дней без еды. Почему одни не знают, что делать, когда скучно, а другие умеют сами себя занять.

  • Менеджмент

В этой науке изучение мотивации занимает ключевой момент для побуждения работников к труду. Здесь предпринимаются все меры, чтобы сотрудники делали все во благо компании. Для этого происходит повышение удовлетворенности работников работой: повышение зарплаты, выделение личного рабочего места, соцпакет, бонусы и т. д.

Также выставляются конкретные требования, например, в продажах – повысить до … рублей в месяц. Но постоянно происходит учет ценностей, потребностей и мотивов работника. И не забывают о стимулах и вознаграждениях.

Мотивация в менеджменте
Мотивация в менеджменте
  • В экономике

Здесь фокус с мотивации работников смещается на стоимость товара, им производимого или приобретаемого. По опыту Японии многие исследователи поняли, что повышение заработной платы не всегда является достаточной мотивацией для сотрудника.

Поэтому начали активно вовлекать сотрудников в процессы решений судьбы компании, формировать обстановку доверия, комфорта и уважения. Это и послужило повышением эффективности и продуктивности компании. Но на своем месте в мотивации к лучшей продуктивности осталась зарплата.

Если сотрудник чувствует, что его недооценивают, он не будет стремиться все выполнять вовремя, делать это с максимальной эффективностью, снижается его производительность труда.

Заключение

Процесс мотивации включает в себя сложные структуры личности. Человек оценивает, что именно его не удовлетворяет. Потом формирует самые приемлемые цели для удовлетворения потребностей. Затем разрабатывает действия, которые с максимальным эффектом и минимальными затратами усилий и времени приведут его к наиболее классному результату.

Понять, почему человек поступил так, а не иначе, иногда невозможно. Да что там, мы и сами свои поступки не всегда понимаем. Но главное, запомните: ваше поведение в разных ситуациях в большей степени определяет полученный результат.

Удачи вам в удовлетворении потребностей и хороших результатов!

С Уважением, Людмила Редькина

Расскажите друзьям о статье

Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе "Об авторах".

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Блог Павла Бутора
Добавить комментарий