Таблица учета доходов и расходов – что это такое, как ее правильно составлять и вести: мой личный план-пример

Всем привет, друзья! На связи Павел Бутор и сегодня мы с вами рассмотрим весьма важную тему, связанную с учетом личных финансов. Я вам подробно расскажу, что такое таблица доходов и расходов, зачем она нужна для ведения личного и семейного бюджета. Вы узнаете, как внедрение некоторых фишек изменило мое отношение к деньгам и, по сути, увеличило их количество.

Ну и самое главное, что применив мои советы на практике, вы сможете контролировать свои финансы. А это, друзья, начало пути к богатству. Я поделюсь с вами своей таблицей, которую я сделал в Google Таблицах. Вам останется только настроить ее под себя и вести учет своих денежек.

Зачем нам с вами нужна таблица учета финансов

Не секрет, что практически каждый из нас мечтает стать богатым. Больше бабла, крутую тачку, стильные брендовые вещи, дорогой дом. Но проблема в том, что мало кто готов к этому. Возьмем в пример бедного человека, который еле-еле сводит концы с концами, живет от зарплаты до зарплаты, тратит деньги на всякую ерунду и прочее.

Если спросить у него, хочет ли он много денег, то с 99-процентной вероятностью он ответит: “Да!” Но проблема в том, что если дать ему эти деньги, то человек, скорее всего, через короткое время станет еще беднее, чем был до этого.

Это не вымысел – это реальные факты. Сколько есть историй, когда бедный выиграл огромную сумму в лотерею. Он начал неразумно тратить деньги налево и направо и в результате стал еще беднее.

Все дело в том, что в какой-то момент денег у него прибавилось, а вот мышление осталось таким же. Мышление бедного человека. Сколько золота ему не насыпь, он все равно все потеряет. Ему просто не хватит знаний и навыков, чтобы сохранить и приумножить средства. Многие из нас не знают даже азов финансовой грамотности, поэтому и не получается разбогатеть.

Так вот одно из главных правил – это вести учет своих доходов и расходов. Во-первых, мы будем четко видеть, сколько и на что мы потратили. Это поможет нам грамотно скорректировать свои денежные потоки. Например, будет сразу видно, в каком сегменте можно урезать не особо важные расходы. Будем знать, кто и сколько нам задолжал, и кому одолжали мы.

Во-вторых, мы действительно будем готовы к большим деньгам. Ведь, заставляя себя постоянно следить за личными финансами, мы выработаем привычку и станем более дисциплинированны.

Вы даже не представляете, насколько внедрение в свою жизнь этой привычки может изменить движение денег. Раньше я думал, что все это не сильно важно и нужно только людям, которые воротят большим баблом. Но как же я ошибался…

Стоило мне только начать вести таблицу, как я заметил, что денег у меня стало прибавляться. Понятное дело, это произошло не само собой, я предпринял некоторые действия. Но действия я применял, отталкиваясь от данных в таблице.

Сейчас у меня все “прозрачно” с финансами. Я вижу, что и откуда ко мне пришло, на что, в какой день и сколько я потратил, кто мне должен и т. д.

Как правильно составить таблицу

Друзья, на сегодняшний день есть много бесплатных и платных приложений для учета финансов в бизнесе, личных денег и домашнего бюджета. Я протестировал некоторые из них, и мне ни одно не понравилось (через пару лет нашел одно, об этом в конце статьи). Слишком все запутано, сложно, надо ломать голову, чтобы разобраться в их функционале. А каждому из нас хочется, чтобы все было просто как дважды два.

Именно поэтому я сам с нуля составил себе таблицу в Google Таблицах. Я сделал ее под себя – вбил в строки даты, в столбцы – категории расходов и доходов. Все просто. Сейчас я вам все покажу и объясню структуру. Вот как выглядит моя табличка (нажмите, чтобы увеличить).

Образец таблицы

Естественно, я создал копию и удалил все цифры в ячейках, чтобы не палить свои доходы и расходы. 😎

Сейчас в Документе у меня есть 5 вкладок. Рассмотрим их подробно.

  • Расходы

Здесь я все расходы разделил на пассивы (то, что просто забирает у меня деньги из кармана) и активы (то, что генерирует деньги). К пассивам я отнес:

  • продукты,
  • быт (домашние расходы),
  • одежда,
  • транспорт,
  • развлечения,
  • алкоголь,
  • лекарства,
  • долг.

Таблица учета доходов и расходов – что это такое, как ее правильно составлять и вести: мой личный план-пример

Обратите внимание, что долг вполне может выступать активом. Например, если вы даете в долг под проценты. Но я в данный момент одалживаю небольшие суммы (обычно друзьям) без процентов, поэтому я отнес этот пункт к пассивам.

У вас могут получиться другие пункты. При составлении таблицы подумайте, какие категории расходов из разряда “Пассивы” присутствуют в вашей жизни.

К активам я отнес:

  • подарки (благотворительность),
  • обучение и ЗОЖ,
  • машина,
  • женский сайт,
  • блог.

Активы

  • Доходы

Сюда я вписал источники, от которых мне идут деньги. У вас, естественно, будет по-другому.

Доходы

  • Мне должны

Чтобы знать конкретно, кто и сколько мне должен денег, я сделал эту вкладку.

Кто мне должен

  • Трип по Украине,
  • Путешествие по Грузии.

После создания этой таблицы учета моих финансов, а именно 01.03.2019 (раньше была другая табличка, похуже), я путешествовал в Украину и сейчас нахожусь в Грузии. Поскольку мне хочется знать, сколько именно я потратил за путешествие, я создал отдельные вкладки. Это делать не обязательно, можно все вносить в расходы и доходы, но мне так удобнее.

Сюда я просто пишу, на что потратил, сколько и в какой валюте. А потом уже переношу числа в расходы. Немного заморочено, но зато прозрачно.

Расходы в путешествии

Из функционала я ничего сложного не придумывал, но если вы хорошо владеете Microsoft Excel, то можете вписать несколько формул расчета.

Месяцы я расположил снизу вверх. То есть если вы, например, заведете сейчас таблицу, то делайте май, потом выше – июнь, еще выше – июль и т. д. Это нужно, чтобы, когда вы откроете табличку, у вас сразу перед глазами был нужный месяц.

Также для удобства я закрепил строку с названиями категорий и столбец с датами. Делается это следующим образом. Например, выделяем нужные нам строки, нажимаем “Вид” – “Закрепить” – “Несколько строк”.

Закрепление строк

Теперь, когда мы прокручиваем вниз нашу таблицу и с компьютера, и с телефона, категории и дата видны, и нам удобно записывать данные.

Прокрутка вниз

Каждый месяц я выделяю границами, и справа с помощью простых формул функционал сервиса подсчитывает сумму за месяц в каждой валюте, а в самом верху – итоговую по всем месяцам. У меня основные доходы и расходы получаются в 3 валютах, поэтому я сделал 3 столбца. У вас может быть все по-другому.

Ну вот, в принципе, и все по составлению таблицы. Если что-то непонятно, спрашивайте в комментариях, я помогу вам.

Как вести таблицу учета доходов и расходов

Я делаю следующим образом. Когда я трачу определенную сумму наличными, то стараюсь примерно сразу занести ее в таблицу с помощью телефона. Если безналом, то можно и в конце дня, так как все транзакции можно посмотреть в интернет-банкинге или мобильном приложении.

Если нужно пометить какую-то сумму, то нажмите на нее правой кнопкой мыши – “Вставить примечание”.

Вставка примечания

Также я записываю именно в той валюте, в которой потратил, или в которой “пришли” финансы. Нажимаем “Формат” – “Числа” – “Другие форматы” – “Другие валюты…”, выбираем нужную нам валюту и жмем “Применить”.

Выбор валюты

Я понимаю, вам кажется, что надоест ежедневно каждый раз после покупок доставать телефон и все записывать. Но на самом деле через недели 2 – 3 привыкаешь и совершаешь эти действия “на автопилоте”.

В конце месяца нужно будет сделать расчеты – “подбить” финансы и посмотреть, сколько денег и на что вы потратили, и сколько денег пришло в ваш карман.

На основании этих данных вы сможете составить личный или семейный бюджет и подкорректировать свои расходы в следующем месяце. А также подумать, как и откуда можно еще начать получать доход.

Мобильное приложение

Для удобства учета доходов и расходов предлагаю вам зайти в Play Маркет или App Store и скачать мобильное приложение Google Sheets. Функционала в нем поменьше, чем в десктопной версии, но для внесения чисел “на ходу” будет достаточно.

Приложение полностью синхронизировано с веб-версией, также может работать в режиме офлайн.

Друзья, с 2022 года я стал пользоваться приложением для учета финансов Дзен-мани. Я продолжаю вести таблицы, но приложение мне помогает, так как различных операций стало очень много и таблиц мне теперь недостаточно. Но на начальном этапе их точно хватит.

Подробнее о Дзен-мани я писал в личном Телеграм-канале. Там же я рассказываю о своих инвестициях в акции и криптовалюту.

Мой план-пример таблицы учета финансов

Друзья, чтобы вам не пришлось составлять всю таблицу с нуля, я решил поделиться ею с вами. Держите!

Образец таблицы учета финансов

После того как перейдете по ссылке, ничего не редактируйте в этом документе. Нажмите “Файл” – “Создать копию”, назовите табличку любым именем и нажмите “Ок”.

Создание копии документа

Теперь заходите в этот документ и пользуйтесь на здоровье.

Эта таблица подойдет как для обычного студента, так и для семьи. Конечно, для крупного бизнеса этого функционала будет недостаточно, но мы же с вами говорим об учете личных финансов…

А если хотите пройти настоящее обучение, то можете пройти тренинг у специалиста. На этом блоге мы собрали для вас самые лучшие курсы финансовой грамотности.

Заценить 30+ курсов →

Заключение

Если вы думаете, что только из-за ведения учета своих денег вы разбогатеете, то спешу вас расстроить – это далеко не так. Но это огромный шаг к большим деньгам. Да, впереди нужно будет многое сделать и многому научиться, но все имеет слабый смысл без контроля своих денежных потоков.

Надеюсь, статья поможет вам начать свой путь к финансовой независимости. Если хотите меня дополнить или поправить, пишите в комментариях. Также не забудьте нажать на кнопки соцсетей и подписаться на обновления блога.

А какими приложениями для учета денег пользуетесь вы?

С Уважением, Павел Бутор

Расскажите друзьям о статье

Спасибо, что читаете мой блог. В каждой статье я стараюсь передать вам свои знания и опыт. Помогу вам освоить финансовую грамотность, инвестирование в акции и криптовалюты. Также делюсь методами приобретения и воспитания в себе полезных навыков и привычек. Ну и, конечно же, рассказываю о себе и своей жизни.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Блог Павла Бутора
Добавить комментарий

  1. Laralaram

    Это хорошее дело — контролировать свои доходы и расходы.
    Но требует самодисциплины.

    Да, истории и выигрыше и о том, как люди за пару лет нищали, это знаем — в Германии одно время гремел один безработный, который выиграл миллионы, за несколько лет пропил/прогулял и умер от цирроза печени.

    Думаю, что это связано с мозгами человека, если дурак, то никакие деньги не помогут.

    Ответить
    1. Павел Бутор автор

      Все верно Вы говорите. Дело в мышлении, а не в том, сколько человек зарабатывает.

      Ответить
  2. Lara

    я умею экономить и копить — хотя не веду учет.
    Иногда бывает, что пробивает на покупку не по плану или не по карману…
    Тут не поможет никакой зов разума, все на эмоциях.
    Но такое дело считаю полезным, если человек хаотичен в своих финансах.

    Ответить
  3. Александр Иванов

    Всё нужно держать под контролем, тогда распланировать свой бюджет можно грамотно и на всё хватит. Я только за такие таблицы, это удобно и наглядно.

    Ответить
  4. Larimar55

    Даже боюсь вести такую таблицу, потому что понимаю, что это удержит меня от некоторых не очень нужных, но таких желанных покупок. Но надо бы… в этом месяце были некоторые не совсем нужные траты, скорее — для себя, любимой

    Ответить
    1. Павел Бутор автор

      Не нужно бояться!) Это будет только на пользу.

      Ответить
  5. Светлана

    Пыталась вести план расходов в обычной тетради. Не выходит. Попробую снова это делать, но теперь с мобильным приложением из статьи. Спасибо за пример! 😉

    Ответить
    1. Павел Бутор автор

      Светлана, пожалуйста! )

      Ответить
  6. Ирина

    Павел, почему вы в Расходы внесли актив (блог, машину, и так далее). С пассивом там вроде проблем нет — то, что вы покупаете, тратите на это деньги. А вот графа актива в расходах мне непонятна.

    Ответить
    1. Павел Бутор автор

      Ирина, спасибо за вопрос. Потому что машина сдается в аренду и генерирует деньги, блог тоже приносит деньги (пассивный доход), подарки и благотворительность в перспективе так же (когда мы отдаем, то получаем через время гораздо больше — закон денег). В общем, все то, что генерирует денежный поток, — это активы. Поэтому эти траты я занес в отдельные столбцы.

      Ответить
  7. Александр

    Спасибо интересно). Тем кто хочет по проще, не обязательно заводить множество категорий и заполнять их каждый раз. Достаточно «обязательные» разбить на несколько основных — продукты, машина, аптека, дети и «необязательные».
    Это проще и удобнее, чем делить на молоко, хлеб, конфеты и т.д.

    Ответить
    1. Павел Бутор автор

      Да, верно. Сильно заморачиваться не стоит, но для каждого все индивидуально.

      Ответить
  8. Алена Химий

    Павел, спасибо за статью, что делишься своим опытом! Это ценно.
    Я пользуюсь моб. приложением CoinKeeper. Оно платное. Можно ежемесячно платить, можно единоразово.

    Ответить
    1. Павел Бутор автор

      Алена, пожалуйста) Да, слышал про это приложение.

      Ответить
  9. Дмитрий

    А я веду учёт на телефоне в приложении FinancePM. Приложение бесплатное. Очень удобно (удобнее CoinKeeper, я им раньше года 2 с половиной пользовался), понятно, помогает.

    Ответить
    1. Павел Бутор автор

      Очень круто, Дмитрий, спасибо за подсказку) А я сейчас Дзен-Мани в основном пользуюсь — тоже удобно.

      Ответить
  10. Борис

    Как получить

    Ответить
    1. Павел Бутор автор

      Если вы про таблицу, то в конце статьи я написал, как это сделать)

      Ответить