Социальный интеллект – что это такое, в чем проявляется, зачем нам нужен и как его развить

Социальный интеллект – что это такое Навыки

Приветствую вас, дорогие посетители блога! Сегодня я предлагаю узнать, что такое социальный интеллект и как его развить.

В свое время Александр Сергеевич Пушкин, поднявший проблему психологии интеллекта в письме Бестужеву по поводу комедии Грибоедова “Горе от ума”, назвал первым признаком умного человека наличие у него развитого социального интеллекта. Думаю, стоит прислушаться к мнению великого поэта и попробовать стать еще чуточку умнее.

Что такое социальный интеллект

Объясню это понятие простыми словами.

Социальный интеллект (SQ) – это знания, навыки и умения, благодаря которым человек успешно взаимодействует с окружающими. Сюда входит умение понимать и прогнозировать поведение людей в процессе общения и сообразно реагировать на это.

Социальный интеллект в психологии рассматривается как один из множества видов интеллекта человека, главными компонентами которого является социальная осведомленность и социальные установки. Рассмотрим подробнее:

  • Социальная осведомленность – осознание и понимание окружающих людей и окружающего мира.
  • Социальные установки – определенный образ восприятия и действий, т. е. чувства и убеждения, оказывающие влияние на реакцию человека.

Автором термина “социальный интеллект” является американский психолог и педагог Эдвард Ли Торндайк. Здесь хочу отметить, что сам автор не считал SQ частью интеллекта общего и даже отвергал связь между ними.

Мне очень понравилось, как просто этот термин объясняет другой американский психолог Гордон Уиллард Олпорт. Он говорит, что это социальный дар для гладкого общения. Сразу все понятно, не так ли?

Ученые разных стран, включая нашу, давно и тщательно изучают все виды интеллекта. Очень много версий об особенностях социального, но большинство из умов ученых едины во мнении, что эмоциональный и социальный интеллект тесно связаны. Очень часто термины просто заменяют друг друга. Это объясняется тем, что эмоциональный является частью социального.

Например, в исследованиях тестирование последнего предлагалось проводить на основе шести социальных навыков, три из которых – эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность и эмоциональный контроль.

Понятие разума социального стали связывать с разумом эмоциональным, определение которого заключается в способности понимать эмоции и чувства свои и других людей и сообразно реагировать на них. Все вместе позволяет правильно общаться, т. е. грамотно и эффективно строить социальные и межличностные отношения. Кстати, для определения уровня SQ существует специальный тест на социальный интеллект. Но о нем позже.

Это интересно! Был проведен ряд специальных экспериментов, в ходе которых выяснилось, что взрослые и дети, не обладающие высоким IQ, но имеющие высокие результаты по параметрам социального и эмоционального развития, оказались более успешными в жизни и творчестве. Более того, их преимущества в успешности достаточно велики, чтобы обеспечить им высокое социальное положение и даже включить в круг выдающихся людей.

Согласитесь, весьма мотивирующий повод подумать, как развить социальный интеллект и как развить эмоциональный интеллект. И первым шагом к этому станет информация, из чего же он состоит, чтобы знать, над чем работать.

Качества и компоненты SQ

Структура социального интеллекта включает в себя когнитивные и коммуникативные компоненты. Чтобы проще было разобраться, предлагаю рассмотреть, в чем проявляется каждый.

Компоненты SQ:

  1. Эмоциональное осознание. Восприятие себя и других на уровне мышления и чувств. Составление мнения о человеке на основе его внешнего вида и по вербальным и невербальным признакам.
  2. Социальная проницательность и интуиция. Предусмотрительность и предчувствие. Предусмотреть возможность дождя, взяв с собой зонтик, даже если на небе нет ни облачка.
  3. Рефлексия. Обдумывание произошедших событий (какие мысли, эмоции, самочувствие, характер, желания, ценности, побуждения и т. д.). Раскаяние после конфликта, обдумывание собственной реакции на него и реакции оппонента и т. п.
  4. Креативное мышление. Неординарное восприятие окружающего мира, поступков людей, умение находить нестандартный выход из сложившегося положения, придумывать новые идеи. Пример из сериала “Сваты”: Женю бросил на сцене друг, с которым она должна была дуэтом сыграть на гитаре, ее креативный дед пришел на выручку, моментально организовав семейный ансамбль.
  5. Эффективная коммуникация. Умение слушать и понимать окружающих, относиться к ним как к равным, независимо от социального положения и личных данных. Умение избегать и устранять конфликты. Пример: подписание контракта – итог правильного диалога во время деловых переговоров.

Это основные составляющие социально-эмоционального разума. Для развитого социального интеллекта необходимо обладать эмпатией, коммуникабельностью, самоуважением, некритичностью, адаптивностью. Такие личностные данные позволят выработать необходимые для эффективного построения отношений навыки. Например, помогут:

  1. Находить общий язык с разными людьми.
  2. Работать в команде и вести себя в группе людей.
  3. Понимать людей, слушать их и слышать.
  4. Быстро адаптироваться к новому.
  5. Адекватно анализировать различные ситуации.
  6. Понимать невербальные сигналы тела собеседника.
  7. Грамотно общаться.
  8. Избегать конфликтов и разрешать их.

У детей определенные навыки вырабатываются посредством сюжетно-ролевых игр и через активное общение со сверстниками. В этом возрасте приходит понимание, что такое дружба и что такое эмпатия. Моя двухлетняя внучка, например, приходя с яслей, в меру своих способностей рассказывает о поведении других детей. При этом демонстрирует сочувствие, когда объясняет, как кто-то ударился или упал.

У подростков задействуется самосознание и умение предусматривать последствия своих действий и действий других людей. А во взрослом возрасте социальная компетентность получает форму той самой человеческой мудрости. Получается, развивая свой SQ, мы становимся мудрее.

Уровни социального интеллекта

Статья посвящена развитию SQ. Это подразумевает, что он может быть неразвитым, т. е. недостаточным. Выделяют три уровня социального интеллекта.

Низкий и ниже среднего

Низкий уровень социального интеллекта отмечается трудностями коммуникации: полным неумением понимать невербальные сигналы собеседника и правильно интерпретировать сказанное им, независимо от того, знакомый ли это человек. А также неумением грамотно подбирать слова и правильно строить речь, что ведет к сложностям в общении в семье, на работе и т. д.

С низким уровнем SQ сложно предугадывать поступки людей. Скорее всего, не получится избегать конфликтных ситуаций. Среди таких людей много социофобов.

Согласно исследованиям, около 20 % людей на земле имеют этот уровень социального интеллекта.

Средний

Людям со средним уровнем SQ доступно понимание основных знаков невербального общения, им присуща определенная степень эмпатии. Они умеют извлекать информацию из поведения и реакций людей, способны прогнозировать это в различных ситуациях. Умеют составлять правильное суждение об окружающих. Обладают предусмотрительностью и тактичностью.

Но у людей со средним уровнем социального интеллекта шаблонное мышление, что провоцирует нелюбовь к изменениям в жизни, затруднения с решениями сложных жизненных задач, нежелание заводить новые знакомства, стремление избегать незапланированных действий. Психологи объясняют это недостаточно быстрой реакцией мозга на внешние изменения.

Высокий и выше среднего

С таким уровнем SQ легко получается анализировать и предвидеть любые ситуации, справляться с новыми задачами (даже с теми, в которых нет компетентности). Такие люди знают, как вести себя в обществе, умеют ставить цели и достигать их. Прекрасно читают невербальные сигналы собеседника. Имеют собственное мнение и не боятся высказывать его.

При таком уровне SQ легко дается общение и новые знакомства, предугадывание поступков людей и понимание их реакций. Высокий интеллектуальный показатель позволяет неплохо разбираться в психологии, что дает его обладателю возможность легко манипулировать людьми.

Люди с высоким SQ прекрасно разбираются в себе, своих чувствах и эмоциях, знают, как их контролировать, умеют поступать разумно в любой ситуации.

Да, если бы Анна Каренина обладала высоким социальным интеллектом, она навряд ли изменила бы супругу. Ну или хотя бы не бросилась под поезд.

На что способны вы, поможет понять диагностика. Для этого рекомендую пройти тест социального интеллекта Гилфорда. Его легко найти в интернете, но на прохождение теста понадобится определенное время. Так что найдите минут 30–40.

Как развить социальный интеллект

Думаю, в какой-то мере он присутствует у каждого, поэтому предлагаю способы, как повысить его, развить и сделать лучше.

Улучшить восприимчивость

Возможно, вы уже обладаете долей эмпатии и умеете предугадывать поступки других людей. И это здорово! Но ничто вам не мешает совершенствовать свои возможности. И тем более развивать их, если вы эгоистичный товарищ.

Удобно делать это в транспорте. Во-первых, вы в вынужденном ожидании доставки себя на место ничего не делаете. Во-вторых, вокруг достаточно людей, за которыми удобно наблюдать. Выберите одного-двух и (незаметно для них) понаблюдайте за ними: какое выражение лица, о чем оно может говорить, есть ли на нем эмоции. Представьте, как этот человек общается с другими, о чем он думает в данный момент.

Это учит быть внимательнее к другим. Возможно, даже сделает вас более открытым для общения. Что тоже полезно для развития социальных способностей. Открытость и понимание – лучший способ расположить к себе человека.

Научиться понимать невербальные сигналы

Согласитесь, не всегда люди говорят то, что думают, и поступают так, как мы ожидаем. При этом для развития мудрости просто необходимо научиться понимать других, включая невербалику.

Партнер утверждает, что был на рыбалке, но каким-то не тем голосом. И глаза отводит. Периодически подносит руку к губам. Это сигналы лжи.

Конечно, вот так с ходу угадать, что у другого на уме, не получится. Для этого необходимо время, умение наблюдать за людьми и нужная информация. Кое-что можно почерпнуть из фильма “Обмани меня”, многое подскажут книги по теме невербалики. Например, издание Я вижу, о чем вы думаете бывшего агента ФБР Джо Наварро. Можно найти специальные курсы по профайлингу, где учат читать человека.

Слушать и слышать

Это очень важно – слушать собеседника и слышать его. Мы все хотим быть значимыми в какой-то степени для тех, с кем общаемся. С кем-то больше, с кем-то меньше, но внимание к своей персоне ценим и “автоматически” чувствуем расположение к тому, кто умеет слушать нас. И слышит.

Такой подход надо практиковать и к окружающим людям. Подтверждать свое внимание к разговору можно через диалог, не переходя на монолог о себе. Находить общие темы, задавать вопросы, представлять то, что говорит собеседник, его реальность, по возможности дополнять ее новыми деталями.

Представьте, как маленькая дочка говорит маме, что она прекрасно рисует, показывая свои каракули. У мамы два варианта реагирования:

  • – Какая прекрасная у меня растет художница! Можно еще травку закрасить зеленым (новая деталь)! И будет совсем идеально!
  • – Какая же ты художница, если тут не поймешь, где травка, а где домик?!

От выбранной реакции, от принятия мамой дочкиной реальности или непринятия зависит успешность их общения. В данном случае первый вариант покажет высокий уровень социального интеллекта у мамы.

Еще два маленьких совета хочу добавить от известного американского психолога Дейла Карнеги, который для развития социальных способностей рекомендовал следующее.

  • Не вступать в споры

Здесь я с ним полностью согласна, хотя подозреваю, совет будет по душе не всем. Некоторые просто жить не могут без споров. Лично я давно поняла, что спорить с людьми нет смысла. Каждый хочет быть правым. И каждый имеет право на свою точку зрения. Я думаю так:

  • если человек окажется прав, я буду чувствовать себя глупо;
  • если человек не прав, то рано или поздно он поймет это и без меня.

Можно бережно отнестись к его чувствам, если он не прав, и сказать, что у вас другая точка зрения. В таком случае теряется повод для спора и нейтрализуется опасность задеть гордость и самолюбие собеседника.

  • Называть собеседника по имени

Карнеги отмечает, что самый сладкий для человека звук – его имя. Я бы к этому добавила еще способность запоминать имена даже тех, с кем не приходится общаться постоянно. Никогда не знаешь, где и при каких обстоятельствах это пригодится.

У меня была такая ситуация. На празднике у знакомой я “шапочно” познакомилась с ее двоюродной сестрой. Чисто представились именами. Через много месяцев я встретила ее на отдыхе, она удивилась, когда я обратилась к ней по имени. Подозреваю, мое она не помнила.

Буквально на днях мне потребовалось найти хорошего мастера-визажиста для невестки (готовлю ей сюрприз на юбилей). Такого, чтобы определил по фото, что надо делать, согласился прийти на дом в определенный час. Это проблема. Знакомая сказала, что ее родственница (та самая, чье имя я запомнила) как раз визажист, и дала номер. Позвонив ей и описав задачу, я получила согласие, милое общение и хорошую скидку на услуги. Возможно, именно память на имена помогла мне получить желаемое.

Называя человека по имени, вы автоматом зарабатываете высокий балл симпатии с его стороны. Кстати, можете и обидеть, неправильно произнеся его имя. Как отметил один российский журналист: “Самый доступный способ оскорбить кого-то – переврать его имя или отчество два раза подряд”.

Упражнения

Главные функции социального интеллекта – обеспечение адекватности и адаптированности к меняющимся условиям, умение успешно взаимодействовать, прогнозировать и планировать развитие межличностных связей.

Поэтому упражнения в основном касаются практических действий и основываются на необходимых качествах для социальных способностей.

Общительность

Действие заключается в посещении светских мероприятий и мест с большим скоплением людей.

Попытайтесь познакомиться с несколькими новыми людьми и попробуйте продолжить знакомство общением. Задавайте вопросы и обязательно практикуйте умение слушать, что говорят другие. Запомните имена, находите повод обращаться к людям по имени. Разумеется, все должно выглядеть естественно, без навязчивости и назойливости.

Не умеете заводить новые знакомства? Прочитайте тогда статью о том, как стать общительным, и начинайте действовать.

Разные культуры

Посещение музеев, выставок народного творчества и других мест, где можно познакомиться с культурой других народов, тоже можно считать специальным упражнением для повышения своего SQ.

Лучше, конечно, посетить разные страны, но если нет возможности, найдите места, где можно узнать о традициях, обычаях, ценностях того или иного народа. Или познакомьтесь с людьми иных национальностей. Так вы научитесь взаимодействовать с людьми из разных слоев общества и разных культур, расширите кругозор, получите полезный жизненный опыт.

Знакомство

Это уже реальное упражнение на развитие, для которого вам потребуются соратники.

Соберите в свободное время в удобном месте (дома, на даче, в кафе, в парке) знакомых и коллег. Это не должны быть очень близкие люди, знающие вас хорошо, потому что задача будет состоять в том, чтобы каждый по очереди назвал о себе 2 реальных факта и 1 выдуманный. Остальные участники должны угадать выдуманный факт.

Далее обсудите такие вопросы:

  • Какие сложности возникали при попытке угадать ложный факт?
  • Позволяла ли мимика или интонация голоса понять, в чем ложь?
  • Какой из фактов показался самым интересным, необычным?

Это развивает гибкое мышление и гибкое восприятие происходящего вокруг.

Уверенность в себе

Упражнение заключается в проверке себя на степень уверенности. Для начала запишите вопросы и ответьте для себя:

  1. Возникает ли желание “исчезнуть с лица земли” в трудные моменты?
  2. Возникает ли желание, чтобы вас пожалели в трудный момент?
  3. Нарушается ли у вас координация в трудный момент (идете не туда, роняете предметы, проливаете чай и т. д.)?
  4. Используете ли слова-паразиты в сложных ситуациях?

Если много “да”, пора подумать, как избавиться от комплексов и выработать уверенность в себе. Запишите черты уверенного в себе человека:

  • стремление быть в центре внимания;
  • отсутствие страха перед другими;
  • наличие собственного мнения на любой случай;
  • уверенная речь и уверенная поза.

Тренируйте себя каждый день, находя подходящие ситуации. Здесь главное – перестать стесняться и проявить смелость для первого шага. Скажем, пришли к кому-то на праздник – не садитесь в дальний угол, не стойте у дальней колонны. Постарайтесь оказаться среди людей и включиться в разговор.

Техники

Сюда я включила специальные тренировки по владению собой, своими эмоциями и чувствами.

Практика осознанности

Дыхание – действенный способ восстановить нормальный ритм тела и ума.

Перед любой встречей сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Закройте глаза, сосредоточьтесь на том, что чувствуете. Мысленно представляйте, как тело успокаивается, наливается энергией, приходит уверенность в себе. Откройте глаза, осмотритесь, создайте мысленный план, с чего начать (продумайте общение, выступление, действие).

Практика замены

Это про замену негативного на позитивное. Техника учит быстро переключаться, чтобы:

  • повысить способность к самоконтролю;
  • избежать конфликтов и усложнения ситуации.

Вспомните любую негативную ситуацию из жизни. Лучше, конечно, из последних. Вспомните, что чувствовали, что говорили, что думали, как поступали. Сосредоточьтесь на эмоциях.

Теперь вспомните максимально приятную ситуацию со всеми положительными аспектами на тот момент. Это может быть даже мечта, вызывающая улыбку и добрые чувства. Зафиксируйте переход и возвращайтесь к технике каждый раз в неприятных ситуациях. Это позволит успокоиться и более разумно мыслить, рассуждать и действовать.

Практика восстановления связей

Речь идет о восстановлении связи с тем, кого давно потеряли из виду. Или связь оборвали.

Что делать:

  1. Напишите на бумаге имя человека, с которым связь оборвана.
  2. Напишите причины этого.
  3. Придумайте и запишите способы возможного восстановления связи.
  4. Придумайте и запишите причины для этого.
  5. Попробуйте наладить связь.

Для развития социального интеллекта применяйте технику каждый раз, когда с кем-то ухудшаются отношения. Разбирая ситуацию по полочкам и находя положительное решение, вы научитесь эффективному взаимодействию без конфликтов, но с потенциалом к расширению круга полезных знакомств.

Если всерьез хотите разобраться в теме и прокачать свой социальный интеллект, рекомендую книгу Дэниела Гоулмана Социальный интеллект. Новая наука о человеческих отношениях.

Заключение

Где-то в интернете я встретила меткую фразу о том, что стоит сегодня подойти к двери – она автоматически открывается, а стоит приблизиться к человеку – он автоматически закрывается. Думаю, последнее не про людей с высоким SQ, не так ли?

Повышайте свой социальный интеллект и “открывайте” людей. Хотя бы тех, кто может сделать вашу жизнь лучше. До встречи в новой статье.

С Уважением, Елена Товмасян

Расскажите друзьям о статье

Здравствуйте! Меня зовут Елена, мне 51 год, я жена военного авиаинженера, мама двух классных сыновей и бабушка пока двух очаровательных внука и внучки. Скоро будет еще одна, так что как бабушка я становлюсь богаче. Хотелось бы и в финансовом плане расти, поэтому делюсь своими знаниями и опытом с теми, кому это интересно. Автором статей я стала еще в 2008 году, когда познакомилась с биржей копирайтинга Адвего. Так писательство стало моим хобби, а затем и работой. Надеюсь, вам будет интересно читать мои статьи.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Блог Павла Бутора
Как считаете, социальный интеллект важен или можно и без него?