Здравствуйте, друзья! На связи Людмила Редькина. Когда я в первый раз искала работу, мне часто попадались объявления с фразой “Требования к кандидату: …, креативный, умеющий критически мыслить,…” В нашем XXI веке простыми знаниями в какой-либо профессиональной отрасли не удивишь. Информации хоть завались: множество электронных книг, печатных трудов на разные тематики. Сейчас везде ценятся люди с креативом, критическим мышлением, которые могли бы привнести в профессию огонек, новшество, запал. В этой статье речь пойдет о том, что такое критическое мышление, и с помощью каких методик можно его прокачать, а также мы посмотрим, способствует ли развитие критического мышления прогрессу общества.
Определение
Чтобы погружаться в психологические понятия, нужно простыми словами описать, что это за мышление и почему оно такое ценное, его характеристику.
Критическое мышление (critical thinking) – это способность человека проверять утверждения, которые к нему поступают. Имея такое мышление, личность подвергает сомнению поступающую информацию. Это стимулирует ее находить источники подтверждения, проверять, задавать вопросы, анализировать, сравнивать с тем, что уже известно. Пройдя такой путь, человек действительно рад и ценит новую полученную информацию.
Такой вид мышления закладывается еще у дошкольников, когда малыш постоянно задает вопросы. Я со старшей дочерью буквально сердилась от бесконечных “Почему?” “Зачем?” и “Как?”! Но тогда я настраивала себя на то, что этот период когда-то пройдет, и старалась отвечать когда утверждениями, когда встречными вопросами.
Вечно спрашивающие дети иногда бывают очень неудобными для взрослых. Они ставят “ненужные” вопросы, влазят в разговор. Мы привыкли, что ребенок должен молчать, молча слушать взрослых, а в школе вести себя как мышь. Но как тогда он научится мыслить критически?
Зачем уметь мыслить критически
Такой вид мышления подразумевает постоянное развитие. И действительно, чтобы что-то утверждать, человек постоянно ищет подтверждение своим словам, а значит, узнает все больше нового. В педагогике последних лет многие программы уже стали пересматривать, так как появилась потребность в таких кадрах. Что позволяет сделать или чего добиться этот тип мышления:
- Успех в профессии. В любой области ценится специалист, а критически мыслящий сотрудник “туфты” не предложит, ведь он проверит информацию 7 раз.
- Адаптация. Ключевые навыки такого сотрудника позволяют ему быстро адаптироваться к новым условиям, коллективу, требованиям. Что позволяет эффективно выполнять работу.
- Индивидуальность. Такая личность может выразить себя не только в условиях работы, но и в обществе. Она, как правило, работает и над развитием эмоционального интеллекта, чтобы самовыражаться и адаптироваться.
- Креативность. Процесс критического мышления помогает принимать нестандартные решения, удивлять новыми идеями. Такие люди не склонны к руководству стереотипами, они открыты к новым горизонтам.
- Знатоки тайм-менеджмента. Такие работники не будут размениваться на мелочи, они правильно расставляют приоритеты, управляют своими эмоциями и ресурсами.
- Новые подходы. Способность к критическому мышлению помогает не идти по пути утопии. Человек с этой способностью, когда видит, что схема не работает, не будет долго над ней корпеть, а сразу же переориентируется на другую.
- Рост личности. Основная заслуга такого мышления – личностный рост. Критичность помогает расти, развиваться, двигаться к целям, достигать их лучшими способами. Она способствует повышению самооценки и уверенности в себе, ведь такого человека начинают уважать и прислушиваться к нему.
Ну что, я вас заинтриговала? Хотели бы развиваться в этом направлении? Если да, то движемся дальше.
Также прочитайте на нашем блоге статью про все виды мышления с описанием и примерами.
Примеры
Примеры критического мышления мы находим на протяжении развития человечества, когда были открыты важнейшие законы физики, математики и других наук. Все открытия – это и есть примеры постановки правильных вопросов, поиска смысла и закономерностей.
Примером развития этого мышления в начальной школе является вопрос учителя по поводу какого-то явления: “Дети, как вы считаете, где лучше обучаться плаванию: на море или на реке?” Думающие ученики выскажут мнение и начнут придумывать доводы. А если учитель хочет действительно научить, он проведет сначала эксперимент, а потом задаст вопрос повторно.
Ну это такой примитивненький пример, но он показывает, как развивать ребенка в образовательном процессе. Кстати, Ньютон, Эйнштейн, древнегреческие философы обладали способностью критически мыслить. Именно благодаря им, в частности Гиппократу, мы до сих пор используем принципы разделения личности по типам, лечения болезней.
Тест на критическое мышление
Узнав многое про критическое мышление, вам, наверное, уже интересно скорее узнать, а обладаете ли вы такой способностью. Готова вам предоставить инструмент для этого – Тест на критическое мышление. Вам предстоит ответить на 14 интересных и запутанных вопросов.
Мне стало очень интересно, развиваюсь ли я, и, о чудо, получила результат 86,36 %! Как пишется в результатах, это довольно высокий и нечастый уровень. Могу сказать, что результаты меня порадовали!
Советую прямо сейчас пройти этот тест – очень занимательное занятие. Я вам скажу, это хорошая диагностика ваших мыслительных способностей.
Также на нашем блоге есть подборка из 15 топовых тестов на логику и мышление. Зацените, если интересно.
Ключевые навыки
Под ключевыми навыками понимают своеобразный алгоритм, с помощью которого человек подвергает сомнениям поступающие утверждения и самостоятельно находит ответ на свои вопросы.
Анализ
Человек сложную ситуацию “раскладывает по полочкам”. Проанализировав выделенные составляющие проблемы, он находит ее корень и устраняет ее. Аналитическое отношение позволяет еще раз прокрутить в мышлении проблему, это очень полезно, так как психика самостоятельно настраивается на поиск выхода.
Стандартизация
После произведенного анализа человеку нужно выбрать наиболее подходящее решение. Для этого необходим именно процесс стандартизации, который помогает оставлять некоторые действия на автомате и освобождать нужные ресурсы для выполнения задач.
Дифференциация
Люди со способностью критически мыслить могут отличить необходимое решение от идеального, выбирать наиболее оптимальный путь. Эти решения часто не совпадают.
Поиск информации
Умение искать информацию, систематизировать ее, обрабатывать и брать для себя пользу доступно немногим. Поиск информации из разных источников, на разные темы – необходимое умение. Такой тип мышления можно развивать через чтение и письмо.
Логика
У таких людей с логикой все отлично. Они могут подбирать факты, основываясь на полученной информации делать выводы.
Предугадывание
Чтобы идти немного вперед, определять план своих действий, нужно учиться предугадывать ситуацию и ее окончание. При этом, если вы составите несколько исходов ситуации, это будет только вам в плюс, ведь тогда вы проявите свою креативность.
Технология развития
После таких описаний и преимуществ я вас хорошо пойму, если вы захотите развивать такой полезный навык. Поэтому подготовила для вас эффективные советы, стратегии и техники.
Дайана Халперн советует начать развитие с познания себя: кто я, что могу и к чему стремлюсь. Дальше неплохо бы заняться развитием памяти. Сначала просто прокручивайте вечером прошедший день. Старайтесь вспоминать не события, а свои реакции на них, эмоции, логику мыслей.
Память очень важна для развития критичности мыслительных процессов. Именно она дает нам базу, материал, чтобы сравнивать события, эмоции, опыт, делать выводы и находить решения проблем.
Методы
Здесь подразумевается использование методов обучения детей в школе и садике. Именно в этот период детки наиболее восприимчивы к новым знаниям и навыкам. Для этого нужно использовать следующие методы:
- актуализация знаний – учитель объявляет тему и спрашивает, что ребенок знает по новой теме, читает утверждения, которые ученик должен оценить “верно – неверно”, так закладываются основы критичности мыслительных процессов;
- соотнесение знаний – следующим этапом является получение новых знаний по указанной теме, этот метод позволяет ребенку соотнести старую и новую информацию, сделать вывод о том, что узнали и что еще хотели бы узнать;
- размышление – ребенок старается “примерить” на себя полученные знания, происходит формирование своего мнения.
Такой подход благотворно влияет на развитие ребенка, так как создает условия для свободного высказывания и развития каждого ученика.
Также многим известен метод Эдварда де Боно “Шесть шляп” – его теория заключалась в том, что он соотносил шляпу каждого цвета с этапом работы мозга:
- Белая шляпа – имеющиеся данные.
- Красная – обращаем внимание на интуицию, слушаем себя.
- Черная – “включаем” критичность, пессимизм, сомнения.
- Желтая – придумываем противоположные суждения, оптимистичные, стараемся увидеть позитив в решениях.
- Зеленая – ищем креативные идеи, неординарные взгляды.
- Синяя – это шляпа руководителя, того человека, который поставил цели, управляет процессом.
Техники
Техники перекликаются с вышеуказанными методами. Только предыдущие модифицированы под детей, а технология развития критичности мышления (ТРКМ) подходит для взрослых.
- Вызов. Эта фаза необходима для того, чтобы вызвать интерес к поступающей информации. Происходит сбор информации, постановка разных вопросов.
- Осмысление. Человек на стадии вызова изучает новую информацию, идеи. На него в этот момент никто не влияет, познание происходит максимально самостоятельно. На этом этапе многие поставленные до этого вопросы отсеиваются.
- Рефлексия. Происходит анализ данных, обмен мнениями, получение новых знаний и принятие их за “свои”.
Стратегии
Эти стратегии позволят вам улучшить приобретенные навыки критически мыслить.
- Свободное время для пользы. Время – ресурс ограниченный, поэтому его нужно использовать с пользой. Старайтесь в свободные минуты анализировать все, что с вами происходит. Ставьте себе вопросы и отвечайте на них.
- Заведите записную книжку. Записи использовались для решения проблем еще давно. И это реально помогает! Психология не отстает от Рассела в своих рекомендациях. Доказано, что лучше вести дневник в формате “ситуация – моя реакция – анализ проблемы – оценка”. Еще один тип технологии ведения записей: “анализируй, сомневайся, формируй свое мнение (Том Чатфилд)”.
- Навыки в поведении. Сделайте анализ своему поведению, насколько сильно вы восприимчивы к мнению окружающих, какие реакции вызывает в вас это мнение. Такой анализ позволит вам изменить свое поведение, отношение к проблеме, а также лучше сотрудничать в команде.
Эти приемы помогут развиваться на пути к цели. Следуя описанной стратегии, у вас получится достигать успехов как минимум в работе.
Решение задач
Здесь речь идет не о тех задачках, которые мы “щелкали” на уроках математики. Хотя и они здорово помогают развивать логику, память и мышление, способствуют повышению интеллекта.
Решение задач как процесс преодоления проблемы должен проходить 4 этапа:
- подготовка и ознакомление со сложной ситуацией (это докритическое изучение проблемы);
- выбор правильного решения;
- принятие его на практике;
- анализ и оценка эффективности этого решения.
Эта структура – отличный способ заставить мозг работать в правильном направлении, вы сможете эффективнее решать жизненные задачи.
Упражнения
Самое первое место, где человек воспитывается, учится, развивается, – это семья. Именно в ней долгими зимними вечерами можно проводить время с пользой, развивая критическое мышление всем членам семьи. Ловите эффективные упражнения для этого:
- Семейные дебаты. Заранее огласите тему, поставьте условия (например, 5 аргументов за и против прокалывания ушей). Через несколько дней обсудите ее, пусть каждый выступит со своим “докладом”, примите общее для всех решение.
- Организовывайте дилеммы: “С какой чашки ты сегодня будешь пить чай: синей или красной?”, “Как ты будешь учить стих: стоя или сидя?” и т. д.
- Семейная конференция. Вечером огласите семейную проблему, ситуацию в школе, грядущие перемены и порассуждайте вместе.
- Загадки. Вы загадываете, что изображено на картинке, ребенок ставит качественные вопросы, например: “Это круглый предмет?”, “Это живая природа?”
- Обобщение. После объяснения какой-либо темы в семье попросите ребенка назвать ее одним словом. Это поможет ему аргументировать, логически додумать, обобщить.
Игры
В игровой форме заставляйте близких “шевелить мозгами” с помощью таких игр:
- Задание: найдите рисунки, где “художник ошибся” или “небылицы”, пусть ребенок объяснит, что на них необычного;
- Дебаты: один говорит позитивное утверждение на выбранную тему, другой – негативное;
- Займитесь придумыванием, как можно использовать ковер не по назначению, ручку и другие предметы;
- Загадайте предмет в комнате, пусть дети наводящими вопросами его угадают.
Книги
Для любого развития полезно читать литературу. Подспорьем в улучшении критичности мыслительных процессов будут такие труды:
- Бертран Рассел “10 заповедей критического мышления”.
- Том Чатфилд “Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение”.
- Никита Непряхин “Критическое мышление”.
Формирование критического склада ума
У нас с вами есть враги нашему мышлению критика. Это СМИ, реклама, агитаторы, маркетологи. Чтобы сформировать критический склад ума, научитесь сначала сомневаться и перепроверять всю информацию, поступающую из этих источников.
Вы должны отдавать отчет в том, какие решения вы принимаете. Например, вас сагитировали купить супер-пупер сковороду. Вы уже достаете свои кровно заработанные, но тут в разговор встряет пришедший муж: “Зачем тебе 10-я сковорода? Она не стоит тех денег, которые с тебя хотят взять! Да и не практичная она…” И я скажу, лучше прислушаться! Иначе вам впарят ненужную покупку!
Отсутствие критического мышления – это признак конформизма, плавания “по течению”, безответственности за свою жизнь. Поэтому думайте, прежде чем принять важнейшие решения.
Заключение
Если вы увидели в себе недостаток сомнений при принятии решений и неспособность их принять правильно, запоминайте:
- Критический склад ума важен для всей вашей жизни.
- Вам следует научиться анализировать, искать нужную информацию и подключать логику при решении задач.
- Развивайте критическое мышление всеми возможными средствами, это вам очень поможет в жизни.
А я прощаюсь с вами до скорых встреч. Если вам понравилась статья, не забывайте делиться с друзьями в соцсетях, делитесь своим опытом и достижениями в комментариях.
С Уважением, Людмила Редькина
Каждый день на нас обрушатся огромный объем информации и ее нужно «фильтровать». Критическое мышление можно и нужно развивать! Я бы посоветовала лекции Никиты Непряхина на Ютубе, очень толково объясняет многие вещи.
Яна, спасибо, за совет. Обязательно посмотрю эти лекции.