Что такое целеполагание и зачем оно нужно: методики + примеры из жизни

Что такое целеполагание

Всем привет! На связи Людмила. На что вы готовы пойти ради 1 000 000 $? Наверное, на многое! А впахивать как сивый мерин на протяжении 10 лет ради этих денег готовы? А если бы вы узнали, что как только заработаете первый миллион, у вас его украдут в этот же день и вы опять прежний человек, стали бы горбатиться годы? А если вы будете знать, что этот миллион станет причиной вашей гибели, стали бы его зарабатывать? Получается, уже не на многое вы готовы ради миллиона долларов! В жизни человека цель не всегда оправдывает средства и достижение цели зависит от обстоятельств. В этой статье поговорим, что такое целеполагание и для чего оно нам нужно.

ПОЛНЫЙ СПИСОК НАВЫКОВ ЧЕЛОВЕКА

Определение

Целеполагание – это осознанность своих действий для постановки целей и их достижения. В процессе полагания целей важно знать, куда ты движешься.

А вот тут важно разобраться, что же такое цели.

Цель – это реальный или идеальный предмет стремления человека, на который направлены действия или волевой процесс.

Понимаю, что определения могут грузить и тяжело восприниматься, но без них никуда. Итак, человек к чему-то стремится, а процесс целеполагания определяет, к чему, как и каким образом он это делает.

Чтобы проще было понять, можно еще сказать, что вы рисуете мысленную модель результата и прокладываете к нему шаги.

Для чего нужно целеполагание в жизни: примеры

Ни для кого не секрет, что успешный человек резко отличается от неудачника. Почему? Одна из первых причин – неумение последним ставить цели и добиваться их. Успешный всегда четко знает, чего хочет от жизни, и он делает все, чтобы этого достичь.

Есть одна народная мудрость: “Если у вас нет целей, вам придется работать на выполнение чужих”.

Целеполагание дает возможности добиться в жизни большего. Оно помогает упорядочить действия, эффективно добиваться результата и тратить на его достижение минимум усилий.

Объясню, почему минимум. Дело в том, что усердная работа не всегда залог успеха. Много работать – не значит загребать деньги руками. Люди, которые умеют ставить цели и достигать их, используют не все свои ресурсы, а только те, что нужны для выполнения конкретного дела. Они не распыляются на все и сразу.

Мы сейчас говорим с вами о характеристике лидера. Лидеры интуитивно справляются с задачей ставить цели и достигать их. Но как быть с обычным жителем нашей страны, который тоже хочет освоить этот процесс? Как пощупать это целеполагание, узнать его проявления? Чтобы узнать, для чего оно нужно, приведу несколько примеров.


Пример 1. Элементарно в образовательном процессе – изучение букв в первом классе. Цель: учимся писать прописную “Ж”. Суть целеполагания: узнать, из каких элементов состоит “ж” → понять, с какой стороны начинаем ее писать → выяснить, в чем сложность буквы → понять, как писать сложный элемент → запомнить все соединения с “ж” → научиться писать слова с “ж” → научиться использовать ее в предложениях.


Пример 2. Цель: бытовая ситуация – нужно отремонтировать компьютер. Алгоритм действий: посмотреть, все ли провода подключены → определить, смогу ли я справиться сама → вызвать мастера → договориться об оплате и сроках → забрать компьютер, заплатить за работу.


Пример 3. Нужно купить стиральную машинку. Организация маленьких шагов к достижению результата: определиться с требованиями к технике → определить подходящую модель → каждый месяц откладывать определенную сумму или взять кредит → забронировать, пока накапливаете или оформляете кредит → купить.


В управлении людьми этот процесс немного усложняется. Здесь уже иногда нужно трансформировать цели лидера в цели подчиненных. Нужно использовать определенные подходы и приемы менеджмента, чтобы достигать эффективных результатов.

В каких сферах нужно

Навык правильно ставить цели и добиваться их необходим всем и каждому, везде и всюду. Давайте подробнее рассмотрим, где этот процесс часто используется и действительно ли без него никуда:

  1. В педагогике. Без этого процесса трудно представить воспитательную деятельность в садиках и школах. Планирование деятельности – это большая часть государственных работников образования. А это и является процессом целеполагания – когда от маленьких умений школьников выстраивается педагогический план “шажков” к большим умениям.
  2. В спорте. Это качество в занятиях спортом очень важно, без него не будет известных спортсменов. Когда постепенно удлиняется дистанция бега, увеличивается масса гирь, усложняются гимнастические трюки или ребенок с нуля учится быть хорошим пловцом. Формировать новые цели для спортсменов помогает тренер, именно он устанавливает уровни развития.
  3. В бизнесе. Бизнесмены – люди дела. В этой сфере важно, начиная дело, видеть его результат – это и есть целеполагание. И успешный тот бизнесмен, кто знает, какие этапы нужно пройти, чтобы достичь поставленной цели. Есть люди, в которых уже заложена способность к целеполаганию. Часто они и занимают лидерские позиции в бизнесе.
  4. В психологии. Путь изменения себя, понимания других тоже проходит через целеполагание. Личностный рост происходит по определенной стратегии: например, чтобы пойти на пробежку, человек раньше идет спать, готовит заранее одежду и пьет кофе. Это элементарный пример, но он показывает, что любое начинание состоит из маленьких шагов.
  5. В проектировании. Любое проектирование – это прогнозирование конкретного результата и программа его достижения. Проекты достигаются поэтапно – вот вам и целеполагание того, кто составляет эти проекты.
  6. В отношениях. Неосознанно мы применяем элементы этого понятия. Решил парень закадрить девушку – это конечный результат. Что для этого делает? Сегодня приглашение в кафе, завтра букет роз с запиской, послезавтра – с работы встретить, через неделю – прийти в гости и так далее по возрастающей.
  7. В обществознании. В обществе, устройстве государства также важно использовать структуру достижения целей. Все большие социальные группы должны подчиняться определенным правилам. Если у президента нет курса на достижение конкретной цели, если люди не подчиняются принятым законам, то бедное то государство.

Роль целеполагания бесценна в любом обществе и любой группе. Это комплексный процесс. Его сложность в том, чтобы превратить неосознанные желания в четкие установки и создание плана реализации. Человек без цели просто плывет по течению и ничего особо не достигает.

Методики целеполагания

Умными людьми была придумана организация целеполагания, чтобы нам с вами было легче. Для этого выделены несколько видов методик. Они учитывают специфику занятия человека и помогают быть эффективным с наименьшими затратами ресурсов.

SMART

Постановка целей по SMART
Методика SMART

Название метода – это аббревиатура, в которой зашифрована технология целеполагания. В этом методе важно четко определить инструменты и ресурсы для результата.

Расшифрую аббревиатуру:

  • Specific – конкретная цель, которая указывает на результат. Например, “заработать деньги на BMW X5”.
  • Measurable – цель приводит к результату, в котором можно измерить качество или количество. Например, количество – “заработать 15 000 $”, “увеличить продажи на 5%”. Качество (определенный эталон) – “все потолки натяжные”, “последний iPhone” и т. д.
  • Achievable – цели можно достичь, результаты и ресурсы реальные.
  • Relevant – результат цели должен быть актуальным. Не должно быть так: пока вы накопите 10 000 $ на ремонт дома, стройматериалы уже станут дороже в 2 раза и придется еще годы накапливать.
  • Time-bound – цель должна быть срочной, ограниченной во времени достижения.

Для этого нужно выполнить такие действия:

S: конкретизация результата (пристроить веранду) →

R: обоснование необходимости цели (чтобы холодный воздух не поступал в помещение) →

A: оценка и прогноз степени достижения результата (сделаю в сжатые сроки, потрачу определенную сумму) →

M: определение показателей цели и ее критериев оценки (сегодня заливаю фундамент, через неделю выгоняю стены, на это потрачу столько-то, отделка, как у дяди Феди) →

T: сроки достижения полной цели (полностью выстрою и отделаю веранду за месяц).

Метод Брайана Трейси

Трейси написал увлекательную книгу “Управляй своим временем и удвой результаты”. В нем он описал разработанный метод работы с целеполаганием. Алгоритм его авторского метода очень похож на SMART, но немного отличается.

По этому методу нужно:

  1. Написать 10 целей на ближайший год так, как если бы они уже были достигнуты.
  2. Из всех выписанных целей выбрать самую важную, которая может реально изменить вашу жизнь.
  3. Написать ее на другом листе бумаги.
  4. Проработать по методу SMART.

Метод Г. Архангельского

Это проектный метод, функция которого – помочь человеку четко сформулировать задачу, когда условия постоянно изменяются. Он состоит из таких стадий:

  • Определение “рамки” своей цели: четкие ценности, система приоритетов, сферы жизни под влиянием этих ценностей, закономерности влияния ценностей на сферы жизни.
  • Конкретизация цели так, чтобы она не входила в противоречие с ценностями и жизненными принципами.
  • Цели распределяются по уровням достижения, текущие задачи сравниваются с ценностями. В СМАРТ-технологии все наоборот: цель разбивается на задачи.
  • Создание временного диапазона для достижения результата специально под цель.
  • Задачи делятся на “мягкие” и “жесткие”. Мягкие – учет контекста, выполнение в назначенное время (неделя, месяц). Жесткие – запланированные к определенной дате.

Интеллект-карты

Это, как мне кажется, самый простой метод достижения поставленных целей. Он часто используется на тренингах и без специальной подготовки, каких-то условий. Каждый человек может использовать его в жизни.

Карта целеполагания состоит из таких составляющих:

  1. Главная цель первого уровня, например, “выступать в Большом театре”.
  2. Цели второго уровня – необходимости для достижения главной. “Пойти учиться на актера”, “ходить на кастинги”, “учить большие тексты”.
  3. Цели третьего уровня – расщепляем предыдущие. Например, для “пойти учиться” – “узнать, какие вступительные экзамены”, “особенности поступления”, “расписание подачи документов”. Некоторые можно решить сразу же, а некоторые можно распределить на цели четвертого уровня.

Такую “мыслекарту” можно представить в виде таблицы или схемы, как, например, тут:

Интеллект-карта
Мыслекарта для цели “подарить подарок”

Кстати, встречала интеллект-карты не только по постановке целей, но и по решению проблем для руководителей.

Эти карты строятся на основе логического мышления человека. Они помогают не только “разложить все по полочкам”, но и развивают креативность, память, ведь схематически запоминать легче.

Интеллект-карта для цели “переезд в новый офис”
Интеллект-карта для цели “переезд в новый офис”

Структура целеполагания

Мы уже узнали, что такое целеполагание и чем оно характеризуется. Немного научно получилось, но без этого никуда.

Структура этого процесса имеет значение для психологов, коучей и управленцев. Попробую для вас описать ее понятным языком в виде списка:

  1. Осознание главных целей в своей жизни, к которым человек стремится и которые опираются на ценности человека.
  2. Определение своих возможностей – здесь важны все ресурсы, какие только есть у человека.
  3. Подбор механизмов мотивации – того, что будет стимулировать к достижению результата, даже когда ничего не хочется и смысл жизни найти сложно.
  4. Осознанный анализ, проблематизация, потребности и возможности – это и есть “разбор” целей на мелкие шажки.
  5. Представление идеального результата – практическое достижение цели, что вы почувствуете после ее достижения, какие “плюшки” у вас появятся.
  6. Планирование – регулирование представленных маленьких шажков.
  7. Поиск ресурсов – это и материальные, и моральные источники силы, финансов для результата.
  8. Реализация. Здесь дело за малым – деятельность с помощью найденных ресурсов.
  9. Контроль или самоконтроль. Обращаю внимание на этот пункт, так как для любого эффективного выполнения дела нужна подотчетность. С самоконтролем сложнее – если вы сами себе подотчетны, то нужны немалые усилия воли для контроля себя же.
  10. Достижение цели. И вот долгожданная награда – результат!

Вот такая модель целеполагания, его костяк. Используется на всех консультациях и тренингах, тренировках руководителей предприятий.

Тренинг по целеполаганию

Нужно ли обучаться целеполаганию? Слушайте, вы даже не представляете себе, сколько классных, способных людей не достигают своих целей, топчутся на одном месте годы только из-за того, что их не научили азам целеполагания! Я тоже продолжаю учиться личной эффективности с помощью разных направлений психологии и коучинга.

Есть хороший курс Целеполагание от Викиум, который позволяет самостоятельно изучить и практиковать планирование времени и целеполагание. Он состоит из 6 уроков, практических рекомендаций, видеоматериалов, графических заданий и схем.

Курс позволит вам:

  1. Научиться ставить цели.
  2. Делать гораздо больше за минимум времени.
  3. Вооружиться позитивом на пути к цели.
  4. Мечтать и реализовывать мечты.
  5. Двигаться вперед.
  6. Вдохновляться.

Стоимость – 1 490 руб. Формат обучения – дистанционный, вы сможете заниматься в любое удобное время.

Ошибки в целеполагании

Далеко не все люди умеют ставить цели. Это мешает быть продуктивным в своей жизни. Вот почему еще школьников необходимо обучать целеполаганию. Рассмотрим основные ошибки, которые мешают эффективности:

  1. Нельзя измерить цель. Она должна быть конкретной, а не где-то, о чем-то. Ее нужно количественно или качественно измерить. Пример: вы решили похудеть. Но как понять на сколько? Измерение – или в сантиметрах на талии или в сброшенных килограммах. Тогда это достижимо.
  2. Нереальная цель. Реальное достижение – одно из главных условий, и это не новое в целеполагании. Пример: вы затеяли генеральную уборку и у вас в распоряжении 2 часа до важной встречи. Реально успеть в 5-комнатной квартире? Я думаю, нет. Ставьте реальные цели.
  3. Неправильные приоритеты. Человек не может определить, что ему нужно делать в первую очередь. Пример: для того чтобы написать статью, нужно сначала определить техническое задание, а не писать обо всем и ни о чем.
  4. Неправильное планирование. Без точного плана сложно выполнить большое дело. Пример: вы делаете ремонт и сначала клеите обои, потом шпаклюется потолок, потом крепятся плинтуса – сплошной беспорядок. Правильное планирование решит вопрос времени и качества сделанной работы.
  5. Нет анализа ошибок. Невозможно все время делать правильно. Но если человек не делает работу над ошибками, он будет натыкаться на те же грабли несколько раз и ставить неправильные цели.

Заключение

Работа над собой продолжается. Сегодня мы рассмотрели очень важную и одновременно сложную тему – целеполагание. Очень хочется, чтобы конкретных, эффективных и целеустремленных людей было больше.

Попробуйте уже сегодня определить цель и по одному из методов ее рассмотреть, расписать и действовать. Я уверена, у вас получится очень хороший результат и в довольно короткие сроки.

Практикуйте методы целеполагания, достигайте результатов, стремитесь к большим целям в жизни, изменяйтесь и действуйте! Желаю вам с позитивным настроем делать максимум, а ресурсов тратить минимум. Пишите свои мысли по поводу этой темы в комментариях, а мы прощаемся до новых тем!

С Уважением, Людмила Редькина

ПОДПИШИСЬ И НАЧНИ ПОЛУЧАТЬ ЛУЧШИЕ СТАТЬИ ПЕРВЫМ

Людмила Редькина/ автор статьи

Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе "Об авторах".

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог Павла Бутора
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: