Все виды общения: классификация, краткая характеристика с примерами из жизни + таблица

Виды общения

Обновлено: 14 декабря 2022

Привет, дорогие друзья! С вами Людмила. И мы ближайшие несколько тысяч знаков будем мило общаться.

А у вас вообще есть потребность в общении? Знаю, что некоторые люди и час без разговоров прожить не могут. А некоторых и хлебом не корми, а дай в комнате наедине с собой и музыкой/фильмами/соцсетями посидеть. Некоторые хотят общаться вживую, другие предпочитают диалог на расстоянии. Одни в общении преследуют корыстные цели, другие хотят просто обмениваться информацией и т. д.

Ниже будем говорить с вами о том, какие виды общения бывают у человека и где они используются.

Внимательно изучите таблицу, а ниже будет расшифровка.

КлассификацияНазвание вида общения
По содержанию
  • материальное,
  • когнитивное,
  • кондиционное,
  • мотивационное,
  • деятельностное,
  • конвенциональное.
По целям
  • биологическое,
  • социальное.
По опосредованности
  • непосредственное,
  • опосредованное,
  • прямое,
  • косвенное.
По средствам
  • невербальное,
  • вербальное.
По участникам
  • межгрупповое,
  • лично-групповое,
  • межличностное.
По времени
  • длительное,
  • короткое.
По завершенности
  • законченное,
  • незаконченное.
По исполняемой роли
  • формально-ролевое,
  • ролевое.
Другие виды
  • деловое,
  • манипулятивное,
  • педагогическое,
  • диагностическое,
  • инструментальное,
  • личностное.

Что такое общение

Начну сразу с определения из психологии.

Общение – это взаимодействие двух и более людей для обмена информацией.

Благодаря коммуникации мы достигаем своих целей, постоянно взаимодействуем, получаем и обмениваемся разной информацией по работе, в межличностном общении, с друзьями и т. д. Мы с самого рождения и до смерти общаемся. Без этого вообще никак не прожить, ведь мы все-таки социальные существа.

Есть несколько функций общения:

  • Прагматическая. У каждого человека есть свой расчет, для чего он идет в коммуникацию.
  • Подтверждающая. Человек в процессе взаимодействия с окружающими реализуется, познает себя и утверждается, а также познает других.
  • Формирующая. Общение формирует и развивает нас как личностей.
  • Межличностная. Помогает выстроить коммуникацию на разных уровнях, начиная от интимно-личностных и заканчивая деловыми.
  • Внутриличностная. Это про диалог с собой, когда человек общается сам с собой. Например: “Покупать мне эту машину?” – “Да нет, дороговато” – “Ну когда еще такая возможность будет?!” и т. п.

Помимо функций, есть еще и правила. И каждый из нас должен знать, как правильно общаться, но это уже в другой статье.

Виды общения

Общение помогает каждому из нас достигать своих целей, влиять друг на друга, на эмоциональное состояние собеседника. В психологии выделяют разные виды стилей общения. Давайте рассмотрим их подробнее.

По содержанию

В зависимости от того, какой информацией обмениваются люди, выделяют несколько видов:

  • Материальное. Обмен продуктами деятельности человека, например, вы покупаете что-то в магазине, даете деньги, а вам отдают товар.
  • Когнитивное. Обмен знаниями между людьми, этот вид используют учителя, лекторы, воспитатели, сотрудники офиса.
  • Кондиционное. Оно необходимо, когда нужно кого-то “встряхнуть”, переключить, изменить психическое состояние, например, утешить ребенка после падения, подругу привести в чувство после какой-то потери, спортсмена вернуть в строй после первой неудачи.
  • Мотивационное. Побуждение к определенному действию. Цель такого общения – формировать установки, направлять человека и показывать на его потребности. Например, ребенок сильно заигрался, а родители настраивают его на выполнение домашних обязанностей.
  • Деятельностное. Часто проявляется по ходу конкретной деятельности, например, между сотрудниками в офисе по поводу совместного проекта.
  • Конвенциональное. Подготавливает к предстоящему мероприятию, деятельности. Например, подсказывает, как вести себя при церемонии, каких норм и правил этикета придерживаться.

Часто несколько видов совмещаются в одном процессе общения. Это может быть и подготовка к предстоящему мероприятию, и мотивация к определенной деятельности, и перестройка психического состояния.

По целям

Здесь идет классификация по целям, которые ставит перед собой человек. Поэтому выделяют:

  • Биологическое. Необходимо, чтобы поддержать свою жизнедеятельность. Оно удовлетворяет базовые потребности человека.
  • Социальное. Основано на коммуникации с другими людьми. Помогает человеку изменяться, повышает статус, помогает укреплять контакты между людьми.

Эти виды тоже дополняют друг друга, так как только на примитивном уровне биологического общения обмениваться информацией не получится, ведь хочется еще и развиваться. Да и только социальное тоже не пойдет, все-таки природа берет свое и биологическую составляющую тоже нужно учитывать.

По опосредованности

Чтобы обмениваться информацией, необходимо задействовать определенные средства, по которым также классифицируют виды общения:

  • Непосредственное. При этом виде задействуются части тела и органы, такие как рот, руки, ноги, голосовые связки.
  • Опосредованное. Предполагает применение дополнительных средств, например, мобильного телефона или других гаджетов.
  • Прямое. Когда люди общаются лично между собой без всяких средств, например, сидя за чашечкой чая.
  • Косвенное. Люди общаются с участием третьих лиц, например, во время переговоров, сплетен на лавочке возле дома, и используют еще какие-то способы передачи информации.

По средствам

Упрощенная классификация по средствам состоит только из двух видов:

  • Невербальное. Происходит с помощью вспомогательных средств общения: мимики, жестов, взглядов, телесных или сенсорных контактов. Это разговор на эмоциональном уровне, здесь важно быть внимательным.
  • Вербальное. Здесь ведущей является речь. Такой способ свойственен только человеку. Но только вербально общаться не получится, ведь невербальное и речевое общение дополняют друг друга.

По участникам

Здесь общение разделяется на такие виды:

  • Межгрупповое. Когда в коммуникацию вступают группы.
  • Лично-групповое. Личность общается с группой, например, новый ученик в классе или новый в офисе сотрудник в процессе знакомства.
  • Межличностное, межперсональное. Это личностная коммуникация, когда человек общается с человеком. В ходе нее настраиваются личные отношения, решаются групповые и личные задачи, устанавливаются цели, человек становится общительным и интересным, развивается.

По времени

Время в коммуникации определяет, каким будет обмен информацией и какие средства в нем будут использоваться. Выделяют:

  • Длительное. Это верная дорога к пониманию людьми друг друга. Но есть опасность пресыщения друг другом, когда собеседники начинают надоедать. Здесь может возникнуть психологическая совместимость или конфронтация.
  • Короткое. Длится от нескольких минут до нескольких часов, предполагает поверхностную коммуникацию, быстрый обмен информацией.

По завершенности

Здесь основными видами являются:

  • Законченное. Одинаково оценивается участниками итог такой коммуникации. При этом тема считается исчерпанной, у нее есть определенные результаты: безразличие, удовлетворенность или неудовлетворенность.
  • Незаконченное. Здесь нет достижения результата, который хотели достичь обе стороны. Это может быть по разным причинам (субъективным, объективным): есть запреты, нет средств для общения, уезд или уход одного из участников, отсутствие желания продолжать разговор, необходимость прекращения коммуникации.

По исполняемой роли

Здесь следующие виды коммуникации в общении:

  • Формально-ролевое. Человек ведет себя по статусу, выполняемой роли, чтобы соответствовать своему положению и общественным правилам. Например, директор, лаборант, заведующий кафедрой в процессе решения рабочих вопросов.
  • Ролевое. Человек общается на уровне занимаемой социальной роли, вживается в нее, например, дочь и мама, сын и отец и т. п.

Формально-ролевое общение предполагает определенные правила поведения и постановки речи. Чтобы в вашей роли вас уважали и слушали, важно научиться красиво излагать свои мысли и делать это не писклявым тоном, а правильно поставленным голосом.

Остальные виды

Здесь собраны другие виды и формы общения, которые не вошли в какую-либо классификацию. Мы практически каждый день с ними встречаемся. Рассмотрим их краткую характеристику:

  • Манипулятивное. Прямое влияние на людей, чтобы склонить их к выгодным действиям. Здесь применяется лесть, капризы, угрозы и другие не очень честные манеры поведения.
  • Педагогическое. Один участник коммуникации целенаправленно воздействует на второго, чтобы получить конкретный результат. Применяется в педагогике, когда учитель разными средствами влияет на ребенка, чтобы он рассказал, например, правило написания “ча-ща”, “чу-щу”.
  • Диагностическое. Важный вид общения, когда человеку ценно получить представление о собеседнике, увидеть или услышать определенную информацию о нем. Например, врач применяет диагностическую коммуникацию при постановке диагнозов, мама выясняет, почему ребенок рыдает, чтобы помочь и т. п.
  • Инструментальное. Здесь применяются разные уровни общения, чтобы не только получить удовольствие от обмена информацией, но и достичь конкретных целей.
  • Личностное. Идет более близкая коммуникация, люди затрагивают такие темы, которые интересны обоим. Здесь происходит укрепление взаимоотношений на эмоциональном уровне или достижение своих целей, например, нужно вызвать сочувствие или выразить свое мнение, найти единомышленника.
  • Деловое. Коммуникация для достижения договоренности. Применяется в переговорах, разных рабочих моментах, чтобы косвенно влиять на людей или поддерживать свой статус.
Виды делового общения
Виды делового общения

Е. И. Рогов, социальный психолог, выделяет такие категории общения:

  • Императивное. Это авторитарный стиль взаимодействия. Один человек рьяно хочет подчинить себе другого. Пример: авторитарный директор вообще не допускает, что его подчиненный может иметь свое мнение и эмоции, давит на него, унижает, даже не скрывает, что стремится навязать свое мнение или манеру поведения. Будет такое взаимодействие эффективным? Нет, конечно.
  • Манипулятивное. Это смягченное императивное общение. Настоящие цели скрываются, человек в итоге становится как змея. Возникает путаница в намерениях, идет потеря внутреннего стержня, так как постоянно что-то крутит, выдумывает или хитрит. Манипуляторы лживы, циничны, теряют интерес к окружающим, никому не доверяют. Рассматривают человека как орудие для своих целей, не смотрят на его желания, эмоции.
  • Диалогическое. Это самая конструктивная форма взаимодействия. Здесь равноправные отношения, учитывается фидбэк. В ходе такой коммуникации собеседники стремятся к пониманию друг друга, учитывают эмоции, доверяют, ищут нерешенные проблемы и вопросы, хотят их решить, выражают честно свои мысли и чувства.

Барьеры коммуникации

Но в зависимости от способов взаимодействия людей у некоторых возникают барьеры коммуникации. Когда такие блоки возникают, тогда и честность уходит, и дистанция появляется.

Вкратце перечислю основные виды барьеров общения:

  • Непонимание. Может возникать, когда человек не понимает иностранный язык, при невнятной речи. Эти проблемы решить можно: поработать над дикцией или научиться ясно выражать свою мысль. А вот с нежеланием понимать уже работать сложнее.
  • Авторитет. Человек воспринимает слова только тех, кто пользуется его субъективным авторитетом. Это проблема поколений, социальных групп и ролей. Нужно настраивать себя на доброту к окружающим и искренность, давать право любому человеку на его мнение.
  • Избегание. Контакт с собеседником сводится до минимума, информация всячески игнорируется. Тогда при желании что-то донести важно умело завоевать внимание, задержать его и сказать то, что вы хотели.

Чтобы не было блоков, нужно работать над своей личностью и речью, например, научиться так интересно рассказывать истории, чтобы все увлеченно слушали.

Заключение

Это все виды общения, известные на сегодня психологии. Но важно помнить, что чистых видов коммуникации не существует. Например, если человек использует авторитарное взаимодействие, скорее всего, что там будет еще вербальное, социальное и непосредственное общение. То есть будут использоваться все виды, которые помогут ему наиболее четко донести свое превосходство собеседнику.

Если вы, например, разговариваете по телефону с подругой, обязательно в ход пойдет вербальное, личностное, опосредованное взаимодействие. А ухаживая за ребенком, вы сделаете упор на биологическое, социальное, целевое, невербальное и вербальное общение.


Есть отличный способ научиться правильно общаться и вызывать уважение у собеседников. Я предлагаю пройти курс Эффективное общение от Викиум. Он длится 1 месяц, состоит из 33 видеолекций, 26 упражнений, 6 тестов, дополнительно даются еще вебинары с экспертами. Здесь вы узнаете:

  • как достигать желаемого, не давать эмоциям управлять вами;
  • как справляться со своими проблемами и не стесняться просить помощи;
  • как влиять на свое окружение;
  • как быть счастливым.

Стоимость курса со скидкой при самостоятельном обучении – 990 рублей. Если вам нужна помощь куратора, необходимо заплатить 2 490 рублей.


Без коммуникации сложно прожить, чему-то научиться, что-то понять. Другие люди с ее помощью на нас влияют, мы удовлетворяем потребность в дружбе и понимании, признании и любви.

Желаю вам только приятного общения с нужными людьми!

С Уважением, Людмила Редькина

Людмила Редькина/ автор статьи

Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе "Об авторах".

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог Павла Бутора
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: